История и расшифровка нумерации грузовых вагонов СССР
Немного истории
Крытый 4-осный вагон сварной конструкции с деревянной обшивкой строился различными заводами страны с 1936 по 1960 гг. Вплоть до 70-х годов
он являлся основным и самым массовым крытым вагоном Советских железных
дорог. Их было построено несколько сот тысяч. С 1960 года эти вагоны
проходили модернизацию на вагоноремонтных заводах. Была изменена форма
крыши и усовершенствовано тормозное оборудование, что позволило
увеличить объем кузова с 90 м3 до 106 м3 и
грузоподъемность с 50 т до 64 т. Для перевозки сыпучих грузов на
деревянные двери ставили несъемные хлебные щиты, а при установке
металлических дверей — уплотнители; на вагонах эти изменения отмечались
диагональной полосой на двери. Вагонные тележки: УВЗ, «Даймонд», МТ-50, М-44 — заменялись на более совершенные ЦНИИ-Х3-0. После Второй Мировой войны произошла массовая замена винтовой сцепки на автоматическую СА-3,
и со всех вагонов были сняты за ненадобностью буфера, что позволило
уменьшить расстояние между вагонами и, соответственно, увеличить
количество вагонов в составе. Крытые модернизированные вагоны этой
серии можно встретить и сейчас на Российских железных дорогах.
Расшифровка нумерации вагонов
Семизначная система нумерации была введена в 1963 году и отменена
в 1985, но практически просуществовала до распада СССР. Этот период
охватывает по модельным меркам так называемую четвертую эпоху.
Первая цифра обозначает: 2 — крытый вагон, 4 — платформа, 6 —
полувагон, 7 — цистерна, 8 — изотермический вагон, 9 — все остальные.
Вторая цифра: 0, 1 — двухосный вагон, 2, 3, 4 — четырехосный крытый с объемом кузова до 120 м; 5, 6, 7, 8, 9 — четырехосный крытый с объемом кузова 120 м и более. Третья цифра на двухосных вагонах информации не несет; на четырехосных: 1, 2, 3, 4, 5, 6 — вагоны без несъемных хлебных щитов и уплотнителей. 7, 8, 9 — с несъемными хлебными щитами или с уплотнителем. Четвертая, пятая, шестая цифры — порядковый номер вагона. Седьмая цифра: 0, 1, 2 —
вагоны со сквозной тормозной площадкой, 3 — без тормозной площадки, но
со стояночным (ручным) тормозом. В дальнейшем по мере поступления на
дороги страны большого количества современных вагонов, оборудованных
стояночными тормозами, цифра 3 свое значение утратила.
Вагоны, являющиеся собственностью промышленных предприятий, так
называемые «заводские», имеют не семи-, а шестизначные номера. Первая,
вторая и шестая цифры аналогичны первой, второй и седьмой цифре вагонов
МПС с семизначной системой нумерации. Третья, четвертая, пятая цифры —
порядковый номер. Вагоны, принадлежавшие Минтрансстрою, имели
семизначную нумерацию с первой цифрой 3, при этом остальные цифры
никакой информации не несут. На арендуемых вагонах ставится трафарет
«АРЕНДА» и указывается предприятие-арендатор и станция приписки. На
«заводских» вагонах обязательно ставится трафарет «Срочный возврат» и
указывается предприятие-владелец и станция приписки. Знак МПС
отсутствует.
|