«Аналог» и «цифра»
Те, кто в 80-е годы увлекался моделями железных дорог, строил макеты,
создавал блок-участки на перегонах, делал сверхсложные электрические схемы на
станциях, теперь могут вздохнуть с облегчением.
Нашим современникам повезло больше. На рубеже веков появилась цифровая
система управления электромеханическими устройствами на макетах, которая
позволяет обойтись без кучи проводов и сложностей, связанных с моделированием
реалистичных маневров на станциях и перегонах. Иными словами, несколькими
локомотивами одновременно можно управлять на любых участках при помощи всего
двух проводов. Весь секрет кроется в тех устройствах, которые подключены в
промежутке между блоком питания и рельсами.
Принцип работы этих устройств прост. Система, ушедшая в прошлое, называется
аналоговой. Но подождите с ней прощаться. Она нам еще пригодится.
Рассмотрим работу цифровой системы на примере самой простой, предлагаемой
фирмой Roco. Она называется Digital is cool, что в вольном переводе
на русский означает примерно следующее: «цифра — это серьезно»:
Для одновременного управления четырьмя локомотивами на рельсах, напряжение к
которым подводится от одного блока питания (арт. 10718) с использованием
принципов эксплуатации простой станции необходимы следующие компоненты:
- контроллер
(арт. 10761) — управляющее устройство, аналог компьютерного
системного блока;
- локомышь
(арт. 10760) — аналог компьютерных мыши и клавиатуры;
- соединительные кабели
(имеются в комплекте);
- 4 локомотива,
снабженные декодерами выбранного формата.
В этом виде система готова к работе. Пользователю необходимо, внимательно
изучив условные знаки на корпусах составляющих систему устройств, правильно
подключить соединительные провода.
Устройство системы цифрового управления
Теперь самое время сделать небольшое лирическое отступление и познакомиться
с рядом технических подробностей.
Для начала рассмотрим понятие формата. Формат — это комбинация цифровых
сигналов, на которую откликается данная система. В международной
номенклатуре формат, используемый в системе от Roco, называется
NMRA DCC — North American Railroad Association Digital Command
Control (Североамериканская ассоциация железнодорожных моделей, цифровая
система управления постоянного тока).
Цифровую систему можно условно подразделить на три части:
- блок питания;
- система кодирования —
Roco-net (контроллер и локомышь);
- декодер.
Различные фирмы выпускают как устройства управления, так и декодеры,
отвечающие на цифровой сигнал в данном формате. Последний указан в паспортах,
прилагающихся к выпускаемой продукции.
Системы управления, поддерживающие формат NMRA DCC, выпускаются фирмами
Lenz, TRIX, Uhlenbrock, ESU, Zimo. У разных производителей каждая из трех
составляющих системы имеет свои отличительные черты. Наиболее простая система,
как уже упоминалось выше, Digital is cool от Roco/Lenz.
Декодеры фирм Lenz, TRIX, Uhlenbrock, Roco (ESU), Zimo, Viessmann, BRAWA,
отвечающие формату NMRA DCC, принципиально все устроены одинаково,
различия заключаются только в электрических параметрах и способах кодирования.
По надежности все декодеры, кроме Lenz, вполне приемлемы. Декодеры Lenz —
«капризные», от незначительных ошибок при кодировании и при эксплуатации они
могут прийти в негодность. Речь идет о декодерах последнего поколения, с
плавной регулировкой хода и трехступенчатой (см. ниже) синхронизацией
напряжения, подаваемого на двигатель в зависимости от нагрузки на последний,
чтобы не было рывков при движении локомотива в горку или при работе с большим
составом.
Установка декодера
Декодеры отличаются размерами. Чем меньше размер, тем больше возможностей
вставить декодер в локомотив. Декодеры Viessmann хороши тем, что при всех
сохраненных электронных параметрах стандарта, по размерам они меньше, чем все
остальные.
Локомотивы с установленным декодером могут работать в аналоговом режиме безо
всяких проблем, то есть на старых добрых «дедушкиных» участках макета.
К сожалению, на цифровых участках аналоговые локомотивы (не оборудованные
декодером) работать не смогут.
Безусловно, рассмотреть все нюансы при кодировании декодеров в рамках данной
статьи не представляется возможным. Ответы на все вопросы вы получите из опыта
эксплуатации описываемой системы.
Декодер состоит из платы, кабеля и штекера. Плата должна быть изолирована от
металлических частей локомотива. Ее корпус нельзя заматывать изолентой, чтобы
не нарушать режим терморегуляции. Кабель состоит из 7—9 проводов
(7 основных, 2 — для дополнительных функций: гудок, дым, свет в
салоне). Штекер имеет 8 контактов и соответствует международному
европейскому стандарту (NEM 362). Вставляют его в розетку, которая
расположена в локомотиве, согласно паспорту последнего.
Внешний вид декодера показан на рисунке:
Нашли розетку? Она расположена на электрической плате локомотива и бывает
спрятана под заглушкой, по форме напоминающей штекер NEM 362, только без
проводов. Рядом с гнездом, как правило, солидные фирмы ставят метку в виде
звездочки или точки рядом с первым контактом (Pin 1). При подключении
штекера необходимо, чтобы метке Pin 1 соответствовал проводок оранжевого
цвета на штекере. Вставили наоборот? Не страшно. Декодер останется цел. Только
при эксплуатации локомотив не будет освещать себе путь.
Локомотивы, имеющие розетку для установки декодера, обозначены в каталогах
значком, напоминающим доминошную плашку 4/4. Нет такого обозначения? Не
беда. Декодер можно впаять, было бы место в локомотиве. Кстати, некоторые
декодеры выпускаются и без штекера.
Подготовка к работе
Наконец-то все правильно подключено. Поставьте один локомотив на рельсы.
Рельсовый участок для программирования локомотивов должен быть изолирован от
всех остальных путей макета. Включите шнур блока питания в сеть. На дисплейчике
мышки сначала появится надпись L2, затем ее сменят цифры 03 — это
заводская установка адреса декодера. Можно подвигать диском регулировки хода на
мышке. Движение локомотива в разных направлениях свидетельствует о том, что
декодер готов к кодированию по адресу № 3.
Освоение мышки
На корпусе цифровой локомыши имеется 9 кнопок:
- <Р> — ввод
команд, подтверждение;
- <Солнышко> —
подача светового сигнала;
- <Stop> —
экстренное отключение питания;
- <Стрелка вверх>,
<Стрелка вниз> — кнопки управления курсором;
- <F1>,
<F2> — дополнительный функциональные клавиши;
- <F3> — снижение
скорости наполовину;
- <F4> — возврат к
настройкам по умолчанию.
Установка адреса
Если нажать <Р + Солнышко>, можно вызвать режим программирования
адреса, на который будет откликаться локомотив. После ввода команды на
дисплейчике мыши будут мигать цифры 03. С помощью курсоров установите
нужный вам номер адреса. Подтвердите команду кнопкой <Р> и подождите,
пока мышка не выйдет из режима программирования.
Мигающие цифры на экранчике означают, что мышь занята — идет процесс
программирования. Во время кодирования локомотив на рельсах может совершать
«нервные» движения. Это нормально. О завершении процесса программирования
будет свидетельствовать появление немигающих первоначальных цифр 03.
Затем, чтобы проверить правильность установки адреса, наберите курсором
запрограммированный номер и проверьте диском регулировки хода, пришел ли в
движение локомотив. Если это случилось, то все сделано правильно. Если нет, то
попробуйте повторить процедуру.
Предотвращение столкновений
Кнопка <Stop> нужна в тех случаях, когда локомотивы несутся навстречу
друг другу, и вы уже не успеваете вмешаться. Чтобы не случилось крушения, смело
жмите на нее.
Программирование
<Р + F1> — программирование минмальной скорости. Фабричная
установка — 08. Подтверждение команды всегда осуществляется кнопкой
<Р>. Диапазон возможных значений — от 0 до 99. Если
хотите, чтобы локомотив рвал с места, как болид «Формулы 1» — смело
ставьте 99, а если есть желание посмотреть, как он плавно трогается с
места — попробуйте начать с нуля.
<Р + F2> — программирование разгона. Подход к программированию
аналогичен предыдущей рассмотренной команде. Попробуйте установить
значение 20 — путь разгона локомотива до полной скорости будет равен
примерно 20 см.
<Р + F3> — программирование торможения. Тоже самое, что и с разгоном,
только задается тормозной путь.
<Р + F4> — программирование максимальной скорости. Все цифры
от 0 до 99 ваши. Учтите, что на реальной железной дороге
маневровые локомотивы ездят медленнее магистральных грузовых, а магистральные
грузовые — медленнее, чем пассажирские.
Программирование первого локомотива завершено. Он готов к рейсу, но можно
дать ему чуточку отдохнуть. Только где-нибудь на непрограммируемом участке.
Теперь очередь следующего. Только, пожалуйста, назначьте ему другой адрес. Все
остальное делается по аналогии с первым. Кстати, программировать мышка
позволяет только в том случае, если диск регулировки движения находится в
положении «0».
Ступенчатость хода
Полезно знать о регулировке ступенчатости (плавности) хода. Существует три
позиции: 14, 28 и 128. По умолчанию установлена 28-я ступень. 14-я ступень уже
не актуальна, а вот 128-ю можно попробовать установить.
Для этого нажмите на клавишу <Стрелка вверх> при нажатой кнопке
<Р>. На экранчике высветятся две горизонтальные полоски, это 28-я
ступень. Не отпуская <Р>, жмите на <Стрелку вверх>, пока на
экране не возникнет третья горизонтальная полоска на дисплейчике. Отпустите все
кнопки. Готово. Правда, после этой операции у некоторых локомотивов могут быть
проблемы с освещением. Нужно «подлечиться» — нажмите <Р + Stop>,
затем подтвердите команду кнопкой <Р>, и все вернется на круги своя.
К сожалению, Roco-net позволяет управлять одновременно только четырьмя
локомотивами, поскольку трансформатор может питать только четыре двигателя;
большее ему не по силам. Вообще же, с помощью системы управления можно
закодировать 99 адресов (от 1 до 99). Для управления большим
количеством локомотивов в систему включаются дополнительные блоки.
Дополнительные функции
Кто знаком с паяльником и азами электротехники, тому по силам, изучив
инструкцию к декодеру и распайку проводов, доставить себе удовольствие
дополнительным дымом, например, но для этого нужен дымовой генератор с
банановым маслом. Дополнительные функции у большинства декодеров не включены и
поначалу о них можно не думать. Исключение составляет декодер от фирмы Roco
(ESU) с артикулом 10745, у которого сразу включены 2 дополнительные
функции:
- При нажатии на кнопку
<F3> во время движения локомотива скорость последнего снижается
наполовину. Эту возможность хорошо использовать при маневрах.
- При нажатии на клавишу <F4>
все настройки (скорость, вольтаж, разгон, торможение) стираются из памяти
декодера, но временно. Если есть желание вернуться к собственным
настройкам, то следует нажать ту же кнопку еще раз. Эта функция бывает
полезна, когда плавные разгон и торможение нежелательны.
Дальше — больше
В статье описана лишь малая часть возможностей «цифры». Вообще же, система
цифрового управления позволяет создать мини-диспетчерскую у себя дома. Можно по
аналогии управлять, к примеру, 256-ю стрелками, семафорами, светофорами. Если
захочется, можно сделать так, что тот или иной локомотив будет останавливаться
на станции перед заданным семафором, минуя остальные; будет пропускать нужные
вам поезда вперед, останавливаться на желаемой станции и т. д.
Существует также возможность управления железной дорогой посредством
компьютера (IBM PC) с помощью мышки и красивых картинок в Windows. Но для
этого нужны дополнительные блоки, которые, конечно, повлекут за собой
дополнительные расходы… Г. В. Несов
|